Цель проводимых в МБДОУ природоохранных мероприятий заключалась в формировании экологической культуры дошкольников и развитии детского сотрудничества в области экологии.
Для реализации поставленной цели были решены задачи:
- вовлечение дошкольников в активную деятельность по охране и защите зеленых насаждений,
- формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности,
- создание условий для формирования интереса к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности,
- пропаганда бережного отношения к окружающей природной среде, воспитание чувства любви к родной природе, навыков бережного, ответственного отношения к ее флоре и фауне.
Основные подходы методологические в проведении экологических мероприятий:
- создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей,
- достижение общих целей;
- воспитание гражданской ответственности;
- посильный вклад в улучшение экологической обстановки в районе проживания.
В рамках конкурса «С любовью к России мы делами добрыми едины» были проведены:
- экскурсия по экологической тропе «В гостях у Буратино» (цель: продолжить знакомство детей с обитателями экологической тропы детского сада и вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу);
- «От чистого двора – к чистой планете!» (апрель, май) - трудовой десант с участием детей, педагогов и родителей по уборке территории детского сада. Цель: привлечь внимание детей детского сада к проблеме загрязнения территории;
- Экологическая игра «Первоцветы» (06.04.2016 г.). Цель: формирование у дошкольников интереса к объектам природы; закрепление правил поведения человека в природе;
- «Посади свое дерево!» - посадка деревьев в День древонасаждения (08.04.2016 г.). Цель: создание зеленых зон отдыха на территории МБДОУ;
- «Диалог с природой» (апрель, май) - экологический марафон (посев и высаживание цветов на клумбах);
- «Мы – жители планеты Земля» - урок экологических знаний (15.04.2016 г.). В рамках единого урока экологических знаний с воспитанниками МБДОУ были проведены: экскурсия «Юный натуралист» и беседы «Кто охраняет природу?»; «Растут цветы для красоты» с целью привлечь внимание к проблеме разорения цветников неорганизованными детьми. С помощью экологической азбуки дети рассматривали иллюстрации, энциклопедии, читали детские книги о природе; в холле детского сада оформлена выставка творческих работ дошкольников «Мы – дети твои, Земля!»;
- Всемирный День воды – экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебница - вода» (22.03.2016 г.). Цель: сформировать представления у детей о значении воды в жизни человека, привлечь внимание детей к проблеме загрязнения водных источников;
- «Скворушка» - экологическая акция, посвященная международному Дню птиц (01.04.2016 г.). Цель: пропаганда бережного отношения к флоре и фауне окружающей природы. В рамках акции проводился конкурс рисунков, плакатов «Пернатые друзья»; был реализован мини-проект «Делаем скворечники!»;
- Всемирный День земли (22.04.2016 г.) – выпуск групповых стенгазет и листовок «Вместе спасем Землю»; «Наша планета глазами детей»; фотовыставка семейных фотографий «Палитра природы»; развлечение «Вместе Землю мы спасем!».
В рамках экологического воспитания дошкольников с воспитанниками старшей группы реализуется экологический проект.
ТЕМА: «В дружбе с природой»
Участники проекта: педагоги, родители, дети старшей группы.
Продолжительность: долгосрочный, с сентября по апрель.
Цель: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи:
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Воспитывать навыки экологически-безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
- Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Планирование проекта
1-й этап – подготовительный
№
|
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Участники
|
1
|
Составление плана по реализации проекта
|
Сентябрь
|
Воспитатель
|
2
|
Создание и оформление экологической тропы
|
Сентябрь
|
Воспитатели, дети
|
3
|
Оформление альбомов «Явления природы», «Опыты», «Правила поведения в природе»
|
Октябрь
|
Воспитатель, родители, дети
|
4
|
Родительское собрание «экологическое воспитание дошкольников»
|
Октябрь
|
Воспитатель, родители
|
5
|
Экологические субботники
|
Октябрь - ноябрь
|
Дети, родители, воспитатели
|
6
|
Сбор и засушка листьев, цветков, семян, корешков для оформления гербария
|
Октябрь - ноябрь
|
Дети, родители
|
7
|
Ознакомление с художественной литературой. Рассматривание иллюстраций.
|
Ноябрь
|
Дети, воспитатель
|
2-й этап – основной
|
|
Срок проведения
|
|
-
|
Беседы об осени, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с осенними пейзажами
|
Сентябрь - октябрь
|
Воспитатель
|
-
|
Заучивание загадок. Стихотворений. Песен об осени
|
Сентябрь - октябрь
|
Воспитатель, муз.работник, дети
|
-
|
Выставка из природного материала «Что ты, осень, нам приносишь?»
|
Октябрь
|
Воспитатель, родители, дети
|
-
|
НОД «Свойства воздуха»
|
Октябрь
|
Воспитатель
|
-
|
НОД «Путешествие по осеннему парку»
|
Октябрь
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Беседы о животных, о подготовке к зиме животных и растений
|
Ноябрь
|
Воспитатель
|
-
|
НОД «На пороге зимы»
|
Ноябрь
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Рисование «У природы нет плохой погоды»
|
Ноябрь
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
НОД «Путешествие Чистой капельки»
|
Ноябрь
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Беседа «Что мы знаем о зиме?»
|
Декабрь
|
Воспитатель
|
-
|
Чтение и заучивание стихов, песен, загадок о зиме
|
Декабрь
|
Воспитатель, муз.работник, дети
|
-
|
Рисование «Снежинка»
|
Декабрь
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Аппликация «Новый год спешит к нам в гости»
|
Декабрь
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
НОД «Свойства снега»
|
Январь
|
Воспитатель, дети
|
-
|
НОД «Животные и птицы зимой»
|
Январь
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Акция «Накормите птиц зимой!»
|
Февраль
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
НОД «Человек в природе»
|
Февраль
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Развлечение «Масленица»
|
Февраль
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
НОД «Вода-волшебница»
|
Март
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
Экологическая игра «Защитите первоцветы!»
|
Апрель
|
Воспитатель, дети, родители, муз.работник
|
-
|
Экологическая акция «Скворушка»
|
Апрель
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
Экологические субботники «От чистого двора – к чистой планете!»
|
Апрель
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
День древонасаждения
|
Апрель
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
НОД «Космическое путешествие»
|
Апрель
|
Воспитатель, дети
|
-
|
Выставка семейных поделок «Таинственный космос»
|
Апрель
|
Воспитатель, дети, родители
|
-
|
Развлечение «Вместе Землю мы спасем!»
|
Апрель
|
Воспитатель, дети, родители, муз.работник
|
Работа с родителями
- Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки).
- Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе? »
- «Влияние окружающей природы на развитие детей»
3. Родительские собрания:
- «Развитие любознательности средствами природы»;
- «Экологическое воспитание в семье»;
- «Экспериментируем дома».
4. Индивидуальные беседы и консультации для родителей на экологические темы.
3-й этап – заключительный
- «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция.
- Оформление альбома «Милый сердцу уголок».
- Изготовление табличек «Правила поведения в природе».
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
- У детей формируется глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
- Формируются начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Формируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Повышается ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
- Дети учатся грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение через практическую деятельность.
- У детей появляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они различают живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнают особенности природы родного края.
- Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
- Знакомятся со значением воздуха, воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
- Дети закрепляют представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируются представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- Формируются навыки ухода за растениями в уголке природы.
- Учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- все живые организмы имеют равное право на жизнь;
- в природе все взаимосвязано; - в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
- Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.
Проделанная работа по экологическому воспитанию оставила положительные эмоции, способствовала бережному отношению к природе, стимулированию творческой активности всех участников воспитательно-образовательного процесса МБДОУ; активизировала работу МБДОУ по формированию у дошкольников навыков бережного, неразрушающего обращения с природой и активного желания действовать в природе щадящим и сберегающим образом.
|